Керамика: Словарь по керамике

Галерея  «АЗЪГОЛЬДЪ»

Свистулька
Свистулька
Свистулька

Смотреть все фото

Главная Керамика Словарь по керамике

Словарь по керамике


A Б В Г [Д] Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


ДАНИЛО неолитическое поселение на далматском побережье. К развитому неолиту относятся два родственных керамических стиля: расписная посуда с черными и широкими красными лентами на коричневом фоне и темная лощеная керамика с нарезным орнаментом. Геометрические рисунки позволяют предположить связи с итальянской керамикой того же времени, в частности Риполи и Серрад Альто.

ДАЦИТ это каолинизированный вторичный кварцит, вводится в керамические массы взамен основной части каолина и кварцевого песка. При тонком измельчении с водой дацит проявляет признаки пластичности. Содержит 75-77% SiO2 15-17%Аl2О3 и 5-6% щелочных оксидов. Добывается в Приморском крае и используется для производства фарфора.

ДЕВЕРЕЛ-РИМБЮРИ локальная культура Южной Англии 2-й половины среднебронзового века (12-10 вв. до н.э.). Получила название от двух памятников в Дорсете, характеризуется кельтскими полями и оградами для скота в виде частоколов. В погребальном обряде господствует кремация (поля погребений или низкие курганы). Иногда практиковались впускные захоронения в ранее существовавших курганах. Характерная керамика включает шаровидные сосуды с каннелюрами, или желобками, урны в виде бочонка или ведра скордонами.

ДЕИСУС (от греч. "деисес" - моление святых за человеческий род) - каноническая композиция иконописи, включающая Христа (в центре) и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоанна Крестителя (обязательные персонажи). Допускает расширение круга святых (м.б. изображены также архангелы, апостолы, великомученики, библейские пророки).

ДЕКАЛЬКОМАНИЯ (ДЕКОЛИРОВАНИЕ) способ декорирования керамики, заключающийся в переносе рисунков - деколей на поверхность изделий. Наиболее распространены сдвижные деколи, переносимые на изделия как переводные картинки, представляющие собой одно или многокрасочный рисунок, наносимый с помощью переводной картинки. Декалькомания - печать с гравированного на металлической доске или на валу рисунка на глазурованную поверхность керамического изделия или перенесение рисунка с бумаги на изделие.

ДЕКОЛЬ рисунок для переноса на глазурованную поверхность керамического изделия или перенесение рисунка с бумаги на изделие. Представляет собой одно или многокрасочный рисунок, наносимый с помощью фотопечати (светочуствительной плёнки). Деколь – это переводные картинки напечатанные с помощь специальных трафаретов на листах гуммированной бумаги специальными красками и закрепленные лаковой поверхностью. При погружении такого листа в воду, лаковое пятно и закрепленное на обратной его стороне краска «отходит» от гуммированной бумаги и готовую к работе «переводилку» наносят к декорируемому предмету. После чего этот предмет помещают в печку и нагревают до необходимой температуры. При высоких температурах лаковая пленка сгорает, а находящаяся под ней краска впекается в поверхность изделия. Однородность полученной поверхности и позволяет Вам использовать Вашу любимую кружку, которую подарили на День Вашего рождения ни один год, не опасаясь что она потеряет цвет или изображение сотрется.Различают деколь обычную и сдвижную, или шелкотрафаретную. Обычная деколь едва ощущается рукой, рисунок чуть матовый с тонкой деталировкой, переходами одного тона в другой. Сдвижная деколь имеет более толстый слой краски, насыщенный цвет, однако число красок в рисунке ограничено, переходы тонов, как правило, отсутствуют. Разработаны комбинированные и золотосодержащие деколи.

ДЕКОР система украшений сооружения или изделия. Декор служит средством зрительного объединения зданий или предметов в ансамбль. Различают:
- простой декор в виде одноцветной покраски;
- сложный декор, сочетающим орнамент, резьбу, роспись, различные материалы и др., фр. Decoro - украшаю.

ДЕКОРАТИВНАЯ РОСПИСЬ КЕРАМИКИ орнаментальные и сюжетные композиции, создаваемые средствами живописи на различных частях изделиях декоративно-прикладного искусства. Начиная с энеолита (3-2-е тысячелетие до н. э.) на керамических изделиях появилась роспись. Формы посуды развивались соответственно потребностям быта (например, переход к оседлому образу жизни потребовал сосудов с плоским дном, приспособленным к плоским поду печи и столу; своеобразная форма славянских горшков вызвана особенностями приготовления пищи в печи, когда сосуд обогревается сбоку) и художественным традициям народов

ДЕКСТРИН растворимый в воде полисахарид, применяемый в керамической технологии в качестве добавки к суспензиям керамических красок для улучшения сцепления и упрочения высохшего слоя.

ДЕЛЬФТСКИЙ ФАЯНС. Во второй четверти XVII века ввоз из Китая застопоривается, пока около 1640 года совсем не прекращается. Правда, голландцам удалось заручиться монополией на импорт фарфора из Японии, но количество поставляемого отставало от спроса. Сложившуюся конъюнктуру дельфтские фаянсовщики сумели использовать по-своему, они стали подражать дальневосточному фарфору гораздо более совершенным образом, чем до этого. Ряд фаянсовых мастерских, возникших в Дельфте в промежутке 1640-1660 годов, добились посредством своих высококачественных фаянсов таких успехов, что могли конкурировать с ввозимым из Японии фарфором. Этим дельфтские мануфактуры обязаны большой предприимчивости, включая умение приспособиться к желаниям потребителя, ремесленному мастерству и высокому уровню техники, равно как своим культурным связям с наиболее крупными центрами голландской живописи. Много значил, конечно, непосредственный пример китайского и японского фарфора. В техническом отношении в Дельфте достигают такого совершенства тонкого черепка, глазури и росписи, что на первый взгляд фаянс мог сойти за фарфор. Обогащаются, огнеупорные краски в результате применения красной, и шире становятся технические возможности благодаря сочетанию росписи огнеупорными и муфельными красками. Только в области формовки Дельфт долгое время ничего существенного не выдвигал, в боль­шинстве заимствуя, модели дальневосточных изделий. Собственная изобретательность в этом была минимальной, и вся художественная заслуга состояла в живописном оформлении наружной поверхности. Дельфтские фаянсовщики могли располагать неограниченным числом декоративных мотивов, почерпнутых из отечественных и чужеземных источников, причем из этих двух сфер источников вытекают две разнородные художественные тенденции - отечественная и восточная. Отечественные тенденции преобладают еще в третьей четверти XVII века, находя себе выражение в фигурных композициях, изображающих повседневную жизнь голландского народа в городе и на море, в пейзажах, интерьерах, морских сражениях, сценах из Ветхого и Нового Завета, реже в мифологических сюжетах. Написано это одной только синей краской, а по стилю выполнения тесно связано с современной голландской живописью на дереве. К числу лучших произведений этого периода относятся работы живописца Фредерика ван Фрийтома, действовавшего в Дельфте в 1658-1673 годы.

ДЖЕМЕТ-НАСР памятник, расположенный между Багдадом и Вавилоном. Здесь обнаружена керамика поздней фазы урукского периода, большие гончарные сосуды с черной и красной росписью. В этой фазе появляется скульптура и распространяется письмо, непосредственно за ней следует раннединастический период Шумера.

ДЗЁМОН исторический период, японский неолит, получивший название по характерному «веревочному» орнаменту на глиняной посуде. Эти гончарные изделия и дали название культуре той эпохи - Дзёмон («След веревки») Двуречье. Керамика - Периоды: Обеяда, 4 тыс до н.э. (сосуды ручной работы, из тонкой желтовато-зеленой глины, геометрический узор коричнево-красного чвета со схематичным изображением птиц, людей, зверей, растительного орнамента) Урука - середина 4 тыс. До н.э.(появился гончарный круг, посуда обычно из красной глины, но орнамент более скромный, чем в предыдущий периодСосуды с длинными носиками и с ручками. Подобная керамика есть в Сузах) Джемдет-Наср - конец 4 нач 3 тыс. До н.э. (широкие кувшины с ручками, покрытые одноцветным или многоцветным орнаментом. Характерна полихромия).

ДЗИКИ фарфор по-японски.

ДИСКОС - церковное блюдце с поддоном, на которое кладут вынутый из просфоры агнец. На дискос полагалось помещать пелену-дископокровец.

ДОКИ гончарные изделия по-японски.

ДОЙНИК большой горшок с носиком и ручкой сбоку.

ДОЛОМИТ минерал класса карбонатов, содержащий в основном оксиды кальция и магния. Используется при производстве фаянса, майолики и каменных изделий.

ДРЕНАЖНЫЕ ТРУБЫ применяют при мелиоративных работах в сельском хозяйстве, при осушении торфяных болот, а также при осушении местности под зданиями и сооружениями. Их изготавливают из кирпичных глин, не содержащих гальки. Их пористость может достигать 20%. Дренажные трубы чаще всего делают гладкими, неглазурованными, без раструбов для укладки впритык. Иногда выпускают глазурованные трубы с отверстиями для воды и фланцами. Эти трубы более прочные и менее размокают в сырых грунтах.

ДУТИК, ОТСТРЕЛ дефект обжига, заключающийся в образовании вздутия на поверхности изделия, отрыва небольших кусков с поверхности. Если в массе содержатся крупинки мела, доломита, гипса и т.п., в процессе обжига из них образуется оксид кальция. Поглощение влаги оксидом кальция сопровождается значительным расширением, приводящим к локальному разрушению поверхности.

ДЫМНИК верхняя часть печной трубы.