Керамика: Словарь по керамике

Галерея  «АЗЪГОЛЬДЪ»

Свистулька
Свистулька
Свистулька

Смотреть все фото

Главная Керамика Словарь по керамике

Словарь по керамике


A [Б] В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


БАДЕНСКАЯ КУЛЬТУРА — баденская культура или Баден-Пецель. Культура финального энеолита большей части Центральной Европы, известная в Польше, Чехословакии, Австрии, Венгрии и частично в Германии. Керамика темного цвета, иногда украшена каннелированным орнаментом и ручками типа анса луната. Радиоуглеродные датировки относят Б. К. К середине 3-го тысячелетия до н.э., но некоторые ученые указывают на аналогии культурам раннебронзового века эгнейского региона и на этом основании удревняют культуру до 3000 г. до н.э.

БАЙЕРЕТСКИЙ ФАРФОР — вид немецкого красноватого фарфора.

БАЛАКИРЬ — высокий узкогорлый горшоккувшин, кринка, горлан, для молока. Балакиръ - горшок для молока.

БАНКО — вид посуды в японской керамике.

БАЛХАРСКАЯ КЕРАМИКА — керамические изделия (кувшины, кружки, миски, игрушки), вырабатывающиеся в лакском с. Балхар Акушинского р-на Дагестана. В 17-18 вв. в период наивысшего расцвета промысла сложился характерный тип неглазурованной балхарской керамики, отличающейся гармоническим сочетанием строгой простоты силуэта и лаконичности орнаментальной кистевой росписи ангобом. На базе промысла в 1928 организован промколхоз, изготовлявший керамику, в 1936 артель, преобразованная впоследствии в цех керамики Махачкалинского комбинатаБанас - река в Раджастхане (Индия), давшая название культуре, обнаруженной на поселениях Ахар и Гилунд. Преобладает черно-красная керамика, часто с рисунками белой краской, встречаются также сосуды красного цвета. Основным строительным материалом были камень и глина. Поселение Ахар существовало с 1800 до 1200 гг. до н.э.

БАРБОТИН — ангобное покрытие, нанесенное несплошным слоем. Барботин - цветной ангоб, предназначенный для покрытия не всего изделия, а только по определенному рисунку. Барботин наносится значительно гуще и для большей вязкости к нему добавляется сахарный сироп или гуммиарабик. Для замедления высыхания и улучшения кроющей способности ангоба в него добавляют глицерин. В качестве белого ангоба для глиняных пористых изделий могут быть использованы чистые огнеупорные беложгущиеся глины Часов-Ярского, Дружковского, Веселовского и др. месторождений. Для этого достаточно распустить беложгущуюся глину в шаровой мельнице в течение 8-24 часов и пропустить через сито 64000 от/см2.

БАРРАНКОС — поселение в низовьях р. Ориноко в Венесуэле с особым керамическим стилем, известным с 9 в. до н.э. Родственные стили, образующие "барранкоидные" серии, встречаются от Северной Колумбии до Восточной Венесуэлы, существуя в некоторых районах Венесуэлы до 1000 г. и даже позже. В нижнем течении Ориноко появились пришельцы народа Барранкос, которые положили конец фазе Саладеро. Определенная часть населения, изготовлявшего барранкоидную посуду, постепенно переселилась в Гайану и на Тринидад, их керамика оказала влияние на постсаладоидную посуду Малых Антильских островов.

БАРОККО — начиная с XVII века центр фаянсового и общекерамического развития перемещается в заальпийских страны. В производстве фаянса выдающуюся роль играют прежде всего Голландия, Германия и Франция, а в производстве каменной посуды и позднее тонкого фаянса преимущественное положение занимает Англия. Новостью явилось, наконец, изобретение самой благородной керамики, первого европейского фарфора, начатого производством в начале XVIII века в Мейсене.

БАШЕННАЯ РАСПЫЛИТЕЛЬНАЯ СУШИЛКА — аппарат для обезвоживания керамической суспензии. Капли шликера распыляются через форсунки в горячем пространстве. Происходит сушка, образуется порошок.

БЕГУНЫ — машина для измельчения отощающих материалов и глины умеренной влажности раздавливанием между массивным катком и чашей.

БЕЗОБЖИГОВЫЙ МАГНЕЗИАЛЬНЫЙ ОГНЕУПОР — содержиит периклаз, натриевомагниевый гидрофосфат, кальциевомагниевые ортосиликаты и органическое связующее, отличающийся тем, что, с целью повышения термической стойкости и объемопостоянства, он дополнительно содержит натриевокальциевый гидрофосфат и хромшпинелид. Состав используется в строительной индустрии, преимущественно к промышленности огнеупоров, и может быть использовано в черной и цветной металлургии для изготовления футеровок тепловых агрегатов сталеразливочных ковшей, вакууматоров и других. Приготовление, включающее формирование блоков, укладку их в стопы, загрузку в печь, термообработку в среде продуктов неполного сгорания топлива и продуктов возгонки смолы и охлаждение в печи, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной стойкости огнеупоров и выхода годного, улучшения санитарно-гигиенических условий труда за счет снижения содержания 3,4-бензопирина, стопы огнеупоров загружают в печь, предварительно разогретую, а термообработку осуществляют при коэффициенте расхода воздуха в печи, температуре у пода, а под сводом с последующим дожиганием продуктов возгонки смолы в процессе охлаждения. Изобретение относится к способам изготовления смолосвязанных огнеупоров, используемых для футеровки сталеплавильных или сталеразливочных агрегатов.

БЕЛОЕ КАЛЕНИЕ — цвет черепка при температуре, близкой к 1000°С.

БЕЛИЗНА — одно из важнейших декоративных свойств фарфора, фаянса, заключающееся в чистом белом цвете керамики, что достигается применением беложгущихся глин, очисткой сырьевых материалов и особым режимом обжига.

БЕЛЫЕ ЭМАЛИ — непрозрачные глазури белого цвета (их часто называют белыми "эмалями") используют для получения светлых покрытий на окрашенном черепке, в качестве грунтовочного слоя, например, в майоликовой росписи, для приготовления цветных глазурей пастельных тонов, в качестве флюсов в белых ангобах. Если белая глазурь имеет специфический химсостав, (высокобариевая, высокоцинковая и т.п.), ее можно использовать как добавку в другие глазури для введения соответствующего элемента.

БЕЛЬЁ — обожженное глазурованное, но нерасписанное изделие.

БЕНТОНИТЫ — глины с большим содержанием минерала монтмориллонита. Отличаются высокой дисперсностью, пластичностью, сильно разбухают в воде.

БЁТГЕР ИОГАНН ФРИДРИХ — совместно с Эренфрид Вальтер фон Чирнхаузом изобрёл западноевропейский несколько фарфор. В 1707 году решил основать мануфактуру по производству твёрдого фаянса. Основанная в 1708 году мануфактура должна была производить керамические товары по образцу твердого и гладкого "каменного литья" Ари де Мильде в Голландии. На этот вид керамики шла глина из Плауэна с содержанием окиси железа. При обжиге она становилась красно-бурой и приобретала такую твердость, что изделие можно было дальше обрабатывать шлифовкой, резанием и т. д. Оба работавших вместе ученых продолжали искать способы получить твердый фарфор. Чирнхауз в октябре 1708 года умер. В марте 1709 года Бётгер добился, наконец, положительного результата, и в январе 1710 года в мейсенской крепости Альбрехтсбург заработала первая европейская мануфактура твердого фарфора. Бётгер руководил мануфактурой до сомой смерти в 1719 году.

БИДЗЭНЯКИ — японская посуда (Префектура Окаяма). История бидзэяки началась с конца 12 века. В производстве не использовалась глазурь. В начале производилась посуда для ежедневного применения. Потом, в связи с развитием чайной церемонии, производились инструменты для чайной церемонии. Характерной особенностью этой посуды была глина повышенной липкости и с большим содержанием железа.

БИКОТТУРА — технология двойного обжига. Именно ей человечество и пользовалось с древности. Сначала глиняную смесь прессуют, придают ей нужную форму, затем обжигают, наносят глазурь и производят повторный обжиг.

БИОКЕРАМИКА — использование керамических заменителей частей человеческого тела в последние десятилетия неуклонно растет. Чистая (99,9%) алюмооксидная керамика применяется для протезирования тазобедренных суставов и зубов. Специально приготовленную пористую алюмооксидную керамику удается соединять с живой тканью. Такая керамика, как кальцийгидроксофосфатная, устойчива к биодеградации и к тому же совместима с костной тканью. Ортопедические и зубные имплантанты используются для реконструкции костей в случаях частичной потери костной ткани из-за травмы или болезни. Керамика на основе фосфатов натрия и кальция медленно разрушается и рассасывается в ходе нормальных биохимических процессов в теле, пока не останется только естественная кость.

БИСКВИТ — (франц. biscuit), не покрытый глазурью фарфор. С середины 18 в. из бисквита выполняли настольные скульптурные фигуры и группы.

БЛЕСК — существуют блестящие, сатиново-матовые и матовые эмали, хотя точную границу между этими степенями отражающей способности провести нельзя. Степень блеска зависит от химического состава глазури и часто от температуры обжига. Матовость глазурей достигается введением в состав алюминия (например, в виде Аломата S-4622), цинка (в виде оксида цинка S-4510), кальция (в виде волластонита S-4609), бария, магния. Выбор матирующей добавки проводят, основываясь на эффекте, который нужно получить.

БО — древнекитайская керамическая чашка с широким устьем и округлым или плоским дном, как правило, украшена геометрическим орнаментом, представляющим стилизацию рисунков рыб.

БОЙ — (керамический, технологический) - осколки бракованных спеченных керамических изделий.

БЛЮДО — большая плоская чаша, род большой тарелки, круглой или продолговатой, обычно с широкими краями и иногда с крышкой.

БОЛТУШКА — мука, разведенная в большом количестве воды. Применяется для декорирования керамики. Черепок, раскаленный до 800°С, на несколько секунд опускают в болтушку.

БОМЗА — подставка для обжига или сушки, изготовленная из той же массы, что и обжигаемое изделие. В изделии, находящемся на бомзе, возникают значительно меньшие усадочные напряжения.

БОЧКАРЬ — бочонок с носиком, горлышком и ручкой.

БОЯН — культура развитого неолита в Восточной Румынии и Болгарии 3500-2700 гг. до н.э. Поселения становятся крупнее, образуя небольшие телли. Керамика украшена геометрическми рисунками, инкрустированными белой пастой.

БРАТИНА - большой горшок для подачи пищи на стол. Братина, братинка, братыня (по В.И. Далю) - сосуд, в котором разносили пития, пиво на всю братию и разливали по чашкам и стаканам; медная полуведерная ендова или деревянная, с развалом и носком; большая деревянная чашка.

БУБЛИК — центральная часть квасника.

БУККЕРО — высококачественная серая керамика с черной, реже серой блестящей поверхностью, изготавливалась этрусками в 8-4 в. до н.э.

БУНЧОНСАНГИ — корейская керамика перламутрово-синего цвета с рисунками или узорами, вырезанными из нанесённой сверху белой глины. Эта керамика не так изящна как «чончжа», но в её простых и вольных формах чувствуется теплота и близость. Обычно на изделиях «бунчонсаги» изображены рыбы или цветы.

БУТМИР — поздненеолитическая культура, связанная с культурой Винча, характерный памятник находится близ Сараева в Боснии (Югославия). Керамика украшена обильным нарезным орнаментом (меандр).

БУТЫЛКА — узкогорлый стеклянный или глиняный сосуд, в котором держатся и подаются виноградные вина; по наружному виду и по вместимости, различают: столовые или простые бутылки; рейнские, шампанские, мадерные, круглые или раздутые, для сладких вин; портерные, с крутым оплечьем и т. п. Плоская бутылка называется флягою.

БУТЫЛЬ — большой, округлый, стеклянный или глиняный сосуд, узкогорлый, вмещающий полведра, ведро и более.

БЫЧОК — чашка в виде быка.

БЭКЧЖА — (корейск.) керамика, изготовлявшаяся из белой глины. Эта керамика, вместе с керамикой «чончжа», появилась в период Горё, однако её расцвет относится ко временам королевства Чжосон. Обычно «бэкчжа» была белого цвета, но иногда при её изготовлении добавлялся голубой или молочный цвет. Если «чончжа» символизирует великолепие высшего света Горё, то «бэкчжа» символизирует чистоту духа и строгость в быту аристократов периода Чжосон. На изделиях «бэкчжа» часто изображались драконы, пионы, сосны и цветы сливы.