Керамика: Словарь по керамике

Галерея  «АЗЪГОЛЬДЪ»

Свистулька
Свистулька
Свистулька

Смотреть все фото

Главная Керамика Словарь по керамике

Словарь по керамике


A Б В Г Д Е Ё Ж З И К [Л] М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


ЛАК, ТЕРРА СИГИЛЛЯТА — вид ангобного покрытия из блестящих глинистых пленок. Получают нанесением на изделие тонкотмученных глин, последующим лощением и обжигом.

ЛАГУШКА — сосуд для дегтя с носиком "уточкой", расположенным перпендикулярно к ручке.

ЛАТКА — древняя сковорода, напоминающая кастрюлю с расширяющимися кверху краями и полой ручкой сбоку, в которую вставляли деревянную рукоять. Латка - глиняная продолговатая посудина для жарки овощей. Латки обычно закрывались глиняной крышкой, под которой мясо не столько жарится, сколько парится - «пряжится» в собственном соку. Картофель, овощи «пряжатся» под крышкой в сметане или масле. Латки были широко распространены как в городах, так и в деревнях уже в XV-XVII вв., использовались в крестьянском хозяйстве вплоть до середины XX в.

ЛЕБЕС (греч. котел) — большой сосуд в форме чаши на треножнике или подставке. Использовался, как правило, для мытья и приготовления пищи). Свадебный лебес с длинными ручками играл роль вазы для цветов.

ЛЕКИФ — древнегреческий керамический сосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронения.

ЛЕТЕЛЫЙ КРАЙ — отскакивание глазури на краях изделия из-за слабой связанности. Основная причина - повышенная плотность керамики после утильного обжига, недостаточная липкость глазури.

ЛЕЩАДКА, ПЛИТА, ПОЛКА — подставка, огнеупорная полка в печи для обжига изделий; изготавливается из огнеупорных термостойких масс и имеет плоскую форму.

ЛЁВЕНФИНК А.Ф. — выдающийся живописец, работавший на Мейсенской мануфактуре около 1730 года по дальневосточным образцам, расписывал фарфор в виде так называемых "индианских цветов" - это мотивы бамбуковых деревьев, хризантем и пионов, сосен, фантастических птиц и драконов.

ЛИ — китайские трехногие сосуды.

ЛИКВАЦИЯ — это расслаивание расплава глазури на два или более состава, различных по коэффициенту преломления света. Глушение ликвацией можно сравнить с получением белой непрозрачной эмульсии при интенсивном смешивании прозрачной воды и прозрачного растительного масла. Заглушенные глазури в XVIII веке применяли для изготовления белых расписных изделий из окрашенных глин (майолика). Сейчас заглушенные глазури применяют для облицовочной и санитарно-технической керамики.

ЛИТЕЙНО-ЛЕНТОЧНАЯ КЕРАМИКА — керамика 1 стадии дунайской культуры. Представлена полусферическими чашами и шаровидными сосудами, обычно круглодонными, форма позволяет предположить копирование бутылей из тыквы. Название происходит от станартной орнаментации - лент, составленных параллельными линиями, они образуют спирали, меандры, шевроны и т.д. Иногда на линиях наблюдаются ямки, напоминающие нотную запись.

ЛИТЕЙНЫЙ ШЛИКЕР — легко текучий керамический шликер, содержащий максимально возможное количество твердой фазы (до 70%), готовый для заливки в формы.

ЛИТЬЕ ШЛИКЕРНОЕ — способ формования керамики путем заполнения формы шликером. При обычном шликерном литье используют пористые гипсовые формы, впитывающие воду из шликера, в результате чего на внутренней поверхности формы образуется плотный слой массы.

ЛИТЬЕВЫЕ ПЯТНА — пятна на поверхности полуфабриката в виде кружков или полосок в местах попадания струи шликера в литьевую форму.

ЛИПАРИ — остров в Средиземном море, основной в группе островов, расположенных в 20 милях (32,2 км) от северного побережья о. Сицилия. Все острова вулканического происхождения (Стромболи и Вулькано являются действующими вулканами до сих пор), Л. располагает крупными запасами обсидиана, высоко ценившегося в древности. Это сыграло не последнюю роль в том, что остров был непрерывно заселен с самого раннего времени. Отложения на поселении Кастелло постоянно увеличивались за счет вулканической пыли, в результате получена замечательная стратиграфическая картина, выявленная Бернабо Бреа в 1959-1960 гг. Керамика импрессо типа Стентинелло обнаружена в глубине острова, первый слой в Кастелло относился к среднему неолиту (наблюдаются связи с Южной Италией - Капри, Серра д,Альто, и Далмацией - Данило). Позже появляется поздненеолитическая керамика Диана, для которой характерны красный ангоб и трубчатые ушки для подвешивания. В медном веке на других памятниках последовательно появляются культуры Пиано Конте и Пиано Квартара, последняя имеет эгейские параллели. Культуры Капо Грациано, Милаццезе и аузонская относятся к бронзовому веку, в первой отмечены фрагменты микенской керамики II периода (см. Микенцы), во второй (связанной с Фасосом) - импорты микенской IIIа и IIIв и апеннинской культур, аузонская представляет собой ветвь апеннинской культуры. Поздний вариант аузонской культуры продолжает существовать в железном веке с калабрийскими и кампанийскими контактами. В 580 г. до н.э., основана греческая колония Липара, здесь представлены греческий, эллингистический, римский и более поздние слои.

ЛОЖНЫЙ РЕЛЬЕФ — форма выемчатого или штампованного орнамента в керамике, предусматривающая удаление или вдавление глины с поверхности сосуда в двух рядах, окаймляющих треугольники. Зигзаг между этими рядами кажется рельефным, хотя в действительности он не выше, чем поверхность сосуда в других местах. Мотив был широко распространен в древности.

ЛОЙЛИ ТУВАК — глиняный горшок (узбекский).

ЛОЙТУБАК — глиняный горшок (таджикский).

ЛОЩЕНИЕ — способ декорирования керамических изделий полировкой поверхности полуфабриката до обжига (деревом, камнем, металлом и т.д.).

ЛОЩИЛО — инструмент для лощения из металла или кости.

ЛЮСТР — вид глазури, как правило, с перламутровым переливом, цветным или бесцветным, образующимся при обжиге нанесенных на поверхность глазури металлических смоляных мыл (резинатов), в результате чего образуется тонкая надглазурная пленка, преломляющая падающие лучи света. Люстр - жидкий препарат, наносимый кистью или распылителем на поверхность обожженного глазурованного изделия для получения перламутрового эффекта.

"ЛУКОВЫЙ УЗОР" и "СУХОЦВЕТ" — стили росписи, впервые появившиеся на Мейсенской мануфактуре в 1740 году.

ЛУКА ДЕЛА РОБИАС — художник, пользовался особенною славою, произведения которого по высокой художественности ценятся весьма дорого и по настоящее время и составляют гордость Флоренции.

ЛУТРОФОР — сосуд с высоким туловом, длинным узким горлом, широким венчиком и двумя ручками. По свадебному ритуалу в нем приносили воду для омовения невесты. Если невеста умирала до свадьбы, лутрофор помещали в ее могилу. Позднее этот сосуд стал традиционным
украшением любых могил.

ЛЯГАН  — большое (узбекск.) блюдо для лепешок, для плова нужны ляганы помассивней и побольше в диаметре.