Керамика: Словарь по керамике

Галерея  «АЗЪГОЛЬДЪ»

Свистулька
Свистулька
Свистулька

Смотреть все фото

Главная Керамика Словарь по керамике

Словарь по керамике


A Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю [Я]


ЯЁЙ — исторический период с III в. до нашей эры до III в. нашей эры. Бронзовый век Японии. Назван по специфическому типу керамики, впервые обнаруженному в Яёй-мати (район Токио). В период Яёй на Японском архипелаге утвердилась новая для его обитателей культура, хозяйственную основу которой составило рисоводство, в особенности заливное. Важной особенностью этого периода стало применение железных и бронзовых изделий. Считается, что в этот период происходила массовая миграция с континента, которая привнесла на Японский архипелаг достижения континентальной культуры.

ЯНШАОСКИЕ СОСУДЫ (V-III тысячелетия до н. э.) по праву могут быть отнесены к выдающимся достижениям неолитического искусства. Вылепленные на первых этапах от руки из грубой глины, а впоследствии из хорошо промытой массы с помощью поворотного круга, они приобрели благородную ясность и плавность очертаний. Гончары, нанося на тело сосуда узоры, умели закреплять их навечно, а путем лощения и обжига при температуре 1400° придавать черепку прочность и гладкость. Блюда, чаши, амфоры, кувшины предназначались для разных целей. Крупные сосуды служили урнами при захоронении детей, в остродонных хранили зерно, в кувшины наливали вино и масло, употреблявшиеся при обрядах жертвоприношения духам природы. В сложных геометрических и зооморфных узорах нашли отражение опыт и мудрость многих поколений. Нанесенные уверенной рукой сочетания плавных спиралевидных линий, зигзагов, сетчатых рисунков, ромбов и треугольников предназначались для заклинания стихий природы при совершении магических ритуалов, а потому символически воспроизводили самые общие понятия о закономерностях мироздания. При всем сходстве керамики Яншао с неолитической керамикой других географических ареалов в ней выделяются признаки, связующие язык ее образов с образами последующих времен. Условные геометрические знаки, типичные для неолита, породили ряд столь же условных знаков древней китайской пиктографии. В серповидных фигурах, треугольниках и кругах, зигзагах и ромбах уже можно угадать выраженные впоследствии языком иероглифов начертания луны, гор, солнца, воды и молний. На сосудах встречаются и повторяющиеся знаки-символы - непосредственные предшественники развитой китайской письменности - копья, крючки, крестообразные фигуры и так далее. Эти же знаки присутствуют и в тонко гравированных узорах сосудов Луншань. Их формы - трехногие ли, горшки гуань или кувшины с высоким горлом ху - сохранили свое существование в течение многих последующих веков. Можно сказать, что от древнейших времен пошла и традиция отношения к обрабатываемому материалу - стремление подчеркнуть его пластичность.