Керамика: Словарь по керамике

Галерея  «АЗЪГОЛЬДЪ»

Свистулька
Свистулька
Свистулька

Смотреть все фото

Главная Керамика Словарь по керамике

Словарь по керамике


A Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р [С] Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


САДКА - процесс размещения в рабочем пространстве печи (на вагонетке) обжигаемых изделий; собственно изделия, размещенные в печи (на вагонетке) для обжига.

САЛИНАР - стиль керамики, сменивший Купиниске в долинах Чикама и Виру (Северное Перу). Характерными являются скульптурные сосуды, сосуды со стремевидным горлом и свистящие. Некоторые из них имеют простую геометрическую роспись белой краской поверх красного ангоба. С. развивается в последние века до н.э. и сменяется стилем Гальинасо.

САМАРРА - расписная керамика 6-го тысячелетия до н.э., обнаружена в слоях, подстилающих столицу халифов Аббасидов в Ираке. Сменяет хассунскую керамику, представляя собой значительный прогресс по отношению к ней. Имеются искусные изображения птиц, рыб, животных, людей, некоторые из них условны, входят в геометрические композиции. Открытые чаши орнаментированы особенно тщательно. Комплекс Самарра, возможно, имеет связи с Ираном, но встречается только в Верхней Месопотамии, где был поглощен халафской традицией около 5000 г. до н.э.

САПОЛ ПАЗОНДАН - обжиг керамики (таджикский).

САПОЛ ХАРИДАН - купить керамику (таджикский).

САПОЛИ ГУЛНОК - декоративная керамика (таджикский).

САРКОФАГ - каменный или терракотовый ящик для захоронения.

САЦУМА - "фаянсовая провинция" - Большое распространение в Японии получил фаянс провинции Сацума, первые образцы которого относятся к началу XVII в. Покрытые ровным слоем кремовой глазури изделия были украшены крупным декором, выполненным эмалями чистых, звучных тонов. Изображения цветов, птиц, пейзажей свободно располагались на поверхности. Полученный при обжиге узор кракле приобрел эстетическое значение. Нередко его специально подчеркивали втиранием красителей. Во второй половине XIX в. в связи с растущим спросом на фаянс Сацума в Европе значительно расширился ассортимент выпускаемых предметов и изменился характер.

СБОРКА - вид дефекта глазури - стягивание ее в капельки и складки. Причиной может быть перемол глазури или ее толстый слой, плохая очистка поверхности.

СВАСТИКА - крест, лучи которого согнуты под прямым углом в одном направлении. Свастика широко распространена как мотив орнамента, иногда имевший значение символа (возможно, символ солнца). Встречается во многих культурах, в частности, Греции.

СВИЛЬ – это видимая граница двух соседних участков стекольной массы. Наличие свилей свидетельствует о плохой перемешанности стекольной массы при варке, т.е. о его низком качестве.

СВЯЗКА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВАКУУМПЛОТНОЙ КЕРАМИКИ методом шликерного литья, включающая бутадиен-нитрильный карбоксилатный каучук, ацетон, бензин и пластификатор, отличающаяся тем, что, с целью улучшения качества связки за счет уменьшения загустеваемости шликера, упрощения способа изготовления и улучшения структуры получаемой керамики, она содержит в качестве пластификатора моноакриловый эфир полиэтиленгликоля при следующем соотношении компонентов... Изобретение относится к материалам для получения электронной керамики, в частности керамики, используемой при изготовлении интегральных схем.

СВЯЗУЮЩЕЕ ДЛЯ ОГНЕУПОРОВ - состоит из фенольной смолы и растворителя, отличается тем, что, с целью повышения предела прочности при сжатии огнеупоров, оно в качестве фенольной смолы содержит продукт поликонденсации сланцевых фенолов с кубовыми остатками ректификации фурфурола. Пьезоэлектрический керамический материал для высокочастотных преобразователей, содержащий К2О и Nb2O5, отличается тем, что, с целью повышения коэффициента электромеханической связи, пьезоэлектрического модуля, модуля Юнга, скорости звука, уменьшения диэлектрических потерь, плотности и температуры спекания, он дополнительно содержит Li2O и Bi2O3.

СГРАФИТТО - это техника процарапывания. Для этого необходимо на черепок нанести глазурь или ангоб, того цвета, какого желаете что бы был рисунок. А поверх этого первого слоя наносится кроющий слой глазури. По кроющему слою процарапать рисунок, задуть бесцветной и обжечь.

СЕЛАДОН - керамические изделия, покрытые глазурью зеленоватого цвета, имитирующие нефрит.

СИДУШКА - сидение гончарного круга.

СИЛИКАТЫ - соединения химических элементов с кремнеземом - оксидом кремния.

СИЛИТОВЫЙ НАГРЕВАТЕЛЬ - техническое фирменное название нагревателя из карбида кремния. Печь с такими нагревателями нередко называют силитовой печью.

СИМПО (Shimpo) - ведущая в мире японская фирма по производству гончарных кругов. Это не просто хорошие качественные круги, это исключительно плавные и исключительно тихие устройства.

СИТАЛЛЫ – один из видов стеклокристаллических материалов, которые ведут свою историю всего лишь с 50-х годов текущего столетия, когда был выдан на них первый патент. Стеклокристаллические материалы, полученные объёмной кристаллизацией стекол и состоящие из одной или несколько кристаллических фаз, равномерно распределённых в стекловидной фазе. Ситаллы обладают малой плотностью (они легче алюминия), высокой механической прочностью, особенно на сжатие, твердостью, жаропрочностью, термической стойкостью, химической устойчивостью и другими ценными свойствами. Ситаллы имеют большинство положительных свойств, которые есть у стекла, в том числе и технологичность. Получаются подбором состава стекла, содержащего в большинстве случаев добавки, ускоряющие объёмную кристаллизацию (катализаторы, нуклеаторы), можно спроектировать соответствующие кристаллические и стекловидную фазы. Кристаллы спроектированных фаз возникают и растут равномерно по всему объёму в результате термической обработки. Технология производства изделий из ситаллов незначительно отличается от производства изделий из стекла. В некоторых случаях изделия можно формовать методами керамической технологии . Иногда для зарождения кристаллов в состав стекла вводят фоточувствительные добавки. Для производства отдельных видов ситаллов используют шлаки. Применяются в перспективных строительных и конструкционных материалах (обтекатели ракет и сверхзвуковых управляемых снарядов, химически стойкая аппаратура, мостостроительные конструкции и др.).

СКАЛА - глиняная лента.

СКАЛКА - глиняный жгут.

СКИФОС (или котила) - сосуд для питья в форме чаши с двумя горизонтальными ручками. Иногда использовался римлянами, как мера жидкости (0,27 л).

СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА - гончарные изделия (главным образом кувшины, подсвечники, мелкая декоративная скульптура). Место изготовления - город Скопин в Рязанской области. Формовка на гончарном станке из множества деталей, украшается рельефом и цветными потёчными глазурями.

СКУЛЬПТУРА ИЗ БЕЛОЙ ГЛИНЫ - имеет свои особенности. Цвет, фактура, безусловно, влияют на форму. И хотя белая глина чем-то напоминает и гипс, и мрамор, но, тем не менее, она совершенно самостоятельна в выборе своей формы.

СМАЛЬТА - это разновидность стеклянной мозаики. Но в отличие от последней в состав смальты входят соли калия, а не натрия, и другие природные соединения, придающие материалу цвет. Современную смальту получают в результате прессования мелких частичек плотно окрашенного стекла с добавлением оксидов и спекания при температуре 700-800°C в течение суток. В результате материал приобретает отличные физико-химические свойства: ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к различным агрессивным чистящим средствам. Смальта интересна тем, что непрозрачна, но будто бы светится изнутри. Кроме того, каждый кубик немного отличается от других оттенком. Из-за этого большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло. Имеющиеся технологии позволяют получать до 10 тысяч оттенков смальты.

СОЛИЛО - большая миска.

СОПОЛ ХАРИД КИЛИШ - купить керамику (узбекский).

СОСУД - посуда, посудина, держалая утварь, всякая ёмкая вещь, всякий снаряд, изделие, для держанья, храненья чего либо, особенно жидкости. Всё содержащее или носящее в себе что-либо. Сосуд деревянный, скудельный, глиняный или медный. Сосуды церковные, чаша или потир и дискос.

СПЕКАЕМОСТЬ - характеристика глин, определяемая измерением водопоглощения на обожженных образцах.

СПЕКАНИЕ - физико-химический процесс образования сплошного твердого материала при высокотемпературном обжиге.

СПИРАЛЬ - широко популярный художественный мотив, состоящий из кривой постоянно возрастающего диаметра. В двойной спирали две кривые соединяются в центре, бегущая спираль - ряд связанных между собой спиралей.

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КЛИНКЕРА НА ОСНОВЕ КАУСТИЧЕСКОГО МАГНЕЗИТА - содержит увлажнение сухого дисперсного материала, его брикетирование с последующим обжигом брикетов, отличающийся тем, что, с целью снижения энергозатрат при обжиге без увеличения пылевыделения с поверхности брикетов при их транспортировании и упрощении технологии, увлажнение дисперсного материала проводят непосредственно при брикетировании путем смачивания.

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОГНЕУПОРНЫХ ИЗДЕЛИЙ путем смешения зернистого материала основного состава с дисперсной составляющей, полученной термообработкой хромовокислой соли магния, прессования и обжига изделий, отличающийся тем, что, с целью повышения высокотемпературной прочности изделий и устойчивости к высокожелезистым шлакам, а также снижения энергозатрат на изготовление изделий, перед термообработкой хромовокислую соль магния растворяют в воде, в полученный раствор вводят оксид магния или материал, образующий оксид магния при термообработке, в количестве, обеспечивающем массовую долю Cr2O3 в дисперсной составляющей, а термообработку проводят подъемом скоростью.

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРИКЛАЗОУГЛЕРОДИСТЫХ ОГНЕУПОРОВ - включает смешивание сначала периклазового порошка фракции с жидким фенольным связующим, затем с периклазовым порошком фракции, графитом, тонкомолотым периклазом фракции и алюминейсодержащей антиокислительной добавкой с содержанием алюминия, последующее введение порошкообразного фенольного связующего и окончательное смешивание всех компонентов сырьевой смеси, прессование и термообработку, отличающийся тем, что, с целью повышения металло- и шлакоустойчивости огнеупоров за счёт снижения окисляемости углерода, а также повышения безопасности процесса, в качестве алюминийсодержащей антиокислительной добавки используют микрокапсулированный алюминиевый порошок.

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СМОЛОСВЯЗАННЫХ ОГНЕУПОРНЫХ ИЗДЕЛИЙ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ КОНВЕРТЕРОВ - включает подготовку огнеупорной шихты, перемешивание ее со смоляной связкой, нагретой до температуры жидкотекучести, уплотнение и обжиг, отличающийся тем, что, с целью повышения содержания остаточного углерода и равномерного распределения его в изделиях, огнеупорную массу после перемешивания охлаждают, а перед уплотнением перемешивают и добавляют полимер.

СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ СМОЛО ИЛИ ПЕКОСВЯЗАННЫХ ОГНЕУПОРОВ путем рассева компонентов, дозирования, подогрева, смешивания со связкой и прессования с пригрузом при виброударном воздействии, отличающийся тем, что, с целью повышения плотности и прочности изделий, повышения сроков их хранения и увеличения стойкости футеровки, прессование осуществляют путем воздействия гидроимпульсами, подаваемыми с частотой и энергией в течении определённого времени.

СРЕДА ОБЖИГА - атмосфера, в которой проводят обжиг (окислительная при избытке воздуха, восстановительная - при его недостатке и нейтральная).

СТАМНОС - керамический сосуд с короткой горловиной и широким отверстием, часто снабжался двумя горизонтальными ручками и использовался для хранения вина. Первоначально был округлым и выпуклым, со временем - всё более овальным и плоским.

СТЕКЛЯННАЯ МОЗАИКА - самый распространенный материал для производства мозаики сегодня - венецианское стекло, керамика. Она долговечна, водостойка, жаростойка, морозоустойчива и ударопрочна. Мало того, она имеет сплошную структуру, а значит, не подвержена влиянию микроорганизмов и бактерий и может использоваться для отделки бассейнов. Что касается цветовой палитры, то ее трудно описать, настолько она многокрасочна. Для этого в процессе производства в стекло добавляют самые разнообразные добавки: от бора, кадмия и селена до полудрагоценного минерала авантюрин и перламутра.

СТЕКОЛЬНЫЙ СВИЛЬ - нитеобразные потоки, подобные тем, которые можно наблюдать в процессе растворения сахара в воде при медленном перемешивании.

СТИЛЬ - это обобщенный образ средств художественной выразительности, обусловленных единством творческих приемов. Наряду с общепринятыми историческими стилями параллельно существуют индивидуальные стили, да и вообще, четких границ между стилями, как и эпохами их породившими, не существует. Какого-то конкретного "идеального" стиля не существует и быть не может, т.к. стиль, как и все в реальной жизни, постоянно преобразуется.

СТОЙКА - огнеупорная подставка для лещадок.

СТОПА - керамическая кружка, большой бокал, который обходит в круговую.

СТРУНА - проволока для срезания гончарного изделия с круга.

СУЛЬС - почерк, один из "шести стилей" классической арабской каллиграфии.

СУХОСТЬ ГЛАЗУРИ - вид дефекта глазурного покрытия - понижение блеска глазурного покрытия из-за повышенной температуры обжига (пониженной температуры разлива глазури).

СУХОСТЬ КРАСКИ - вид дефекта надглазурного декорирования - снижение блеска из-за недостаточно плотного или слишком тонкого слоя краски.

СУШКА - технологическая стадия удаления влаги из изделия в естественных условиях или в процессе нагрева.

СУШНИК - керамический замкнутый сосуд для переноса воды с двумя отверстиями: в дне и в полой ручке*.

СУШЬЕ - отходы, образующиеся в результате брака изделий при их сушке.

СУЭМУРА - сосуды из обожженной глины, получившие название Суэ-ки - Керамика и фарфор Японии пользуются заслуженной славой во всем мире. Однако истоки бесспорных успехов современности восходят к событиям полуторатысячелетней давности, когда японские крестьяне стали делать первые поделки из глины. Мы уже рассказывали о догу и ханива - глиняных фигурках ритуального назначения, обнаруженных археологами в захоронениях древнейшего периода. Сегодня речь пойдет о древней керамике более утилитарного характера.

СЫРЕЦ - отформованный полуфабрикат до обжига.

СЫРЦОВЫЙ КИРПИЧ - в археологии Нового Света - адобы, кирпич, не подвергавшийся обжигу. В областях сухого климата, где не хватает топлива для обжига, кирпичи не обжигались, а лишь высушивались на солнце (как это практикуется до сих пор). Постройка из сырцового кирпича может простоять ограниченный срок, возможно до 30 лет.