Керамика: Словарь по керамике

Галерея  «АЗЪГОЛЬДЪ»

Свистулька
Свистулька
Свистулька

Смотреть все фото

Главная Керамика Словарь по керамике

Словарь по керамике


A Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц [Ч] Ш Щ Э Ю Я


ЧАША — керамический сосуд полушаром или около того; братина; миса.

ЧАШКА — небольшой округлый керамический сосуд с ручкой для питья либо хлебанья. Деревянная чашка, миска, ставец.

ЧЕРНЕНИЕ — способ придания изделиям темного цвета. Когда в горне или печи обжиг изделий закончен, то сосуды не извлекают из нее, как при обваривании, а оставляют там же. Подбросив в топку горна или в печь каких-либо горючих материалов, способных выделять большое количество дыма, печь наглухо "замуровывают" - забрасывают землей или замазывают глиной все щели, создавая условия для тления топлива. В результате готовое изделие приобретало характерную черную, а чаще серую окраску.

ЧЕРНОКРАСНАЯ КЕРАМИКА — красная посуда с верхом и внутренней поверхностью черного цвета, распространена на п-ове Индостан в железном веке. Впервые появляется на поздних поселениях южной границы цивилизации долина Инда, типа Лотхала. Ч.-к. была характерной чертой культуры Банас. В 1-м тысячелетии она распространилась наряду с железом и мегалитическими памятниками в Южной Индии (см. Брахмагири).

ЧЕРНОЛОЩЕНАЯ КЕРАМИКА — известна на территории Москвы с III века нашей эры (Дьяковская культура). Широкое распространение такая керамика получила, начиная с XVII века. С начала массового использования майолики, а затем фарфора, чернолощеная керамика несколько утратила свою актуальность и заняла нишу крестьянской утвари. Сегодня чернолощеная керамика опять приобретает былую популярность. Изготавливается она на гончарном круге и обжигается в электрических печах без доступа кислорода. Формы сохранены традиционные – конец XVIII века, начало XIX века.

ЧЕРНОЛОЩЕНАЯ СКУЛЬПТУРА — это скульптура сделанная из глины, но обожженная в восстановительной среде. Основной ее особенностью является черный цвет, что в свою очередь сказывается и на форме, так как не каждая форма «выдерживает» черный цвет.

ЧЕРЕПУШКА — керамическая миска малого размера. Предназначалась для второстепенных блюд - салатов, соленьев и приправ в древней Руси.

ЧИКАРИШ — керамическое производство (узбекский).

ЧИЛЛУМ — глиняная дудка в штате Тамилнад (Индия).

ЧИМУ — наиболее могущественное государство (см. Куисманку), появившееся на перуанском побережье после упадка влияния Уари. Империя Чиму простиралась от Тумбеса на севере до района Лимы на юге и представляла собой деспотическое государство с развитой городской культурой (Чан-Чан), известны крепости, система дорог, обширные ирригационные сооружения, объединявшие ресурсы нескольких долин. Отмечается высокий уровень развития ремесла. Наиболее известны изделия из золота и серебра, черная керамика с рельефной орнаментацией. Встречаются сосуды в форме животных и домов. Государство Чиму было покорено инками и поглощено их империей около 1470 г.

ЧОНЧЖА — корейская керамика, поверхность которой отливается голубым цветом. В глазурь, наносимую на изделие, добавлялось железо, чтобы придать керамике цвет нефрита, который считался в то время редким драгоценным камнем. Голубая керамика «чончжа», отличающаяся изящными узорами и строгими формами, воплощает в себе великолепную жизнь высшего света периода Горё. На этих керамических изделиях изображены облака, журавли, пруды и ивы, символизирующие стремление к вечному миру.

ЧУБРИК (ЧИШОК) — маленькая лепная фигурка человека или животного.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К СУШКЕ — характеристика глины, способность переносить сушку без образования трещин (малочувствительные глины) или невозможность высушить образец из данной глины без специальных режимов (высокочувствительные глины).

ЧУГУНОК (печной горшок) — крупный горшок округлой формы для тушения и варки в русской печи.