Керамика: Словарь по керамике

Галерея  «АЗЪГОЛЬДЪ»

Свистулька
Свистулька
Свистулька

Смотреть все фото

Главная Керамика Словарь по керамике

Словарь по керамике


A Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О [П] Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


ПАСТЕЛИ — пигменты, отформованные в виде пишущего мелка. Смачиваются глазурью. Служат для получения подглазурного рисунка в "карандашной" технике.

ПАСТИЛАЖ — в грушу или пластмассовый флакон набирают ангоб и, ориентируясь на линии вспомогательного рисунка, наносят на поверхность изделия. Там, где требуется провести тонкую линию, на грушу нажимают лишь слегка, там же, где линия должна быть толще, нажим усиливают. Самые тонкие линии узора выполняются пипеткой.

ПАТЕРА — глубокая или плоская керамическая чаша, используемая для питья в жертвенном ритуале.

ПАХТА — (хлопок) керамический набор узбекского чайного комплекта состоит из :
- чайник, в нем конечно завариват чай, но не разбавляют потом кипяченной водой, как это принято в России - поэтому не "заварочный", а просто чайник, из которого разливают чай по пиалам;
- пиалы в комплекте должно быть 6 штук;
- тарелочки для традиционных в узбекском чаепитии киш-миша (сушеный изюм без косточек), канда (узбекского сахара), орехов (арахис, миндаль, грецкий ...);
- большое блюдо для лепешок(для плова нужны ляганы помассивней и побольше в диаметре.

ПАЭСТРЕ ДВОРЕЦ — «Музей Фаянса» был открыт публике в мае 1995, он был устроен в крепости XIX века, называемой Дворец Пастрэ.

ПЕГМАТИТЫ. В настоящее время являются основным заменителем полевых шпатов в производстве тонкой керамики. Пегматиты содержат в своем составе 60-70% полевых шпатов, 25-30% кварца, некоторое количество слюды и других минералов. Наличие слюды слюды в пегматитах нередко приводит к образованию "мушек", портящих внешний вид беложгущихся изделий. Твердые растворы альбита и анортита образуют группу плагиоклазов.

ПЕЗАРО — самый крупный курортный центр области Марке. Здесь прекрасно сохранился знаменитый музей истории керамики центральной Италии.

ПЕЛИКА — расширяющийся книзу сосуд с двумя вертикальными ручками.Использовался, главным образом, для хранения небольших объемов сыпучих и жидких веществ.

ПИШГАН — керамическая посуда (узбекский).

ПИШКАН — декоративная керамика (узбекский).

ПЕНОСТЕКЛО — пористый материал, представляющий собой стеклянную массу, пронизанную многочисленными пустотами. Оно обладает тепло- и звукоизоляционными свойствами, небольшой плотностью (примерно в 10 раз легче кирпича) и высокой прочностью, сравнимой с бетоном. Пеностекло не тонет в воде и потому используется для изготовления понтонных мостов и спасательных принадлежностей. Однако его главная область применения – строительство. Пеностекло является исключительно эффективным материалом для заполнения внутренних и наружных стен зданий. Оно легко поддается механической обработке: пилением, резанием, сверлением и обтачиванию на токарном станке.

ПЕРИКЛАЗОХРОМИТОВЫЙ ОГНЕУПОРНЫЙ МАТЕРИАЛ — включает в себя MgO, Cr2O3, Al2O3 и легкоплавкий шпинелеобразующий оксид, отличающийся тем, что, с целью снижения модуля упругости и микротвердости при сохранении высокой температуры начала плавления, он в качестве легкоплавкого шпинелеобразующего оксида содержит оксид марганца. Способ получения керамического покрытия по металлу, включает обработку поверхности металла химическими реагентами и нанесение керамической массы, отличающийся тем, что, с целью повышения устойчивости к реагентам цветной металлургии и адгезии керамики к металлу, поверхность металла обрабатывают тонкодисперсным увлажненным шлаком, затем водным раствором, содержащим хлористого натрия и серной кислоты, наносят керамическую массу, после чего осуществляют рифление ее поверхности и затем напыляют известковое молоко. Изобретение относится к способам получения керамического покрытия по металлу, используемого для защиты огнеупорных футеровок металлургических агрегатов. Способ получения в дуговой электропечи путем подачи шихты в зону горения дуги, создания окислительной атмосферы, подачей сжатого воздуха, плавления шихты в этой атмосфере и отвода продуктов эрозии, отличающийся тем, что, с целью сохранения стехиометрии при плавлении диоксида циркония со стабилизирующей добавкой и исключения образования карбидов при плавлении материала на блок, подачу сжатого воздуха для создания окислительной атмосферы в печи. Изобретение относится к производству плавленых огнеупорных материалов повышенной чистоты для футеровки тепловых агрегатов. Керамическая шихта, содержит тальк, глину, барий углекислый, отличающаяся тем, что, с целью повышения электрической прочности и снижения температуры спекания, она дополнительно содержит пятиокись ванадия. Изобретение относится к керамической шихте, используемой для изготовления изделий сложной конфигурации в радиоэлектронной и электротехнической промышленности.

ПЕТЛЯ — инструмент для резьбы по глине.

ПЕТУШНИК — чайник в виде петуха.

ПЕЧЬ (электросопротивления, газовая и т.д.) — агрегат для обжига керамики. Печь электросопротивления состоит из рабочего пространства, нагревателя, футеровки и силовой части с датчиком и регулятором температуры.

ПЕЧАТЬ — графический однокрасочный рисунок, перенесенный с гравированной доски или вала на папиросную бумагу или резиновую мембрану, а с них на изделие. Рисунок может быть дополнительно раскрашен вручную одной, двумя или более красками. Внешние признаки: – тонкий одноцветный контур, следы ручной раскраски.

ПЕШТАК — арочный портал, оформляющий вход в мечеть, медресе, караван-сарай.

ПИГМЕНТ КЕРАМИЧЕСКИЙ — неорганическое соединение (оксид, шпинель и т.д.), имеющее ярко выраженную окраску и сохраняющую ее в процессе обжига под воздействием высокой температуры и расплава глазури. Пигменты - это неорганические соединения, которые окрашивают глину и глазурь. Пигменты можно разделить на две группы: оксиды и красящие вещества. Оксиды - основной материал естественного происхождения, который образуется среди пород земной коры, очищается и распыляется. Чаще всего используются: медный оксид, который в окислительной среде обжига принимает зеленый цвет; оксид кобальта, образующий голубые тона; оксид железа, дающий в смеси с глазурью голубые тона, а в смеси с глиной - ангобы земляных тонов. Оксид хрома придает глине оливково-зеленый цвет, оксид магния - коричневый и пурпурный, оксид никеля - серовато-зеленые тона. Все эти оксиды можно смешивать с глиной в пропорции 0,5-6%.

ПИКСИДА — круглая или овальная коробка для украшений, мазей или пряностей. Первоначально делалась из дерева, керамики, слоновой кости или золота, У древних христиан использовалась как ритуальный сосуд для гостии, искупительной жертвы.

ПИН — древнеяпонская бутыль с округлым горлышком.

ПИРОМЕТР — оптический прибор, позволяющий определить температуру обжига (через отверстие в печи). Используется, начиная с температур интенсивного свечения (выше 600oC).

ПИРОФИЛЛИТ — минерал, структурно подобный тальку, имеет химический состав Аl2О3 • 4SiO2 • Н2О . Огнеупорность пирофиллитов 1610-1710°С. Мягкость пирофиллита позволяет вытачивать из него детали, которые после обжига при 1300^ соответствует прочности фарфора. Известны Казахские, Белорусские, Закавказкие пирофиллиты.

ПЛАВНИ — это легкоплавкие материалы (полевой шпат, пегматит, перлит, костяная зола и др.), имеющие низкую температуру плавления или образующие в процессе обжига с другими компонентами сырья легкоплавкие соединения. Плавни используются в технологии керамики для снижения температуры спекания керамического материала и увеличения количества стеклофазы. Расплавляясь при обжиге, они образуют прозрачное вязкое стекло, которое связывает чатицы массы, заполняет поры, частично растворяет глинистые вещества и выделяет из расплава кристаллы муллита. Плавни обуславливают просвечиваемость и другие свойства черепка.

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ФОРМОВАНИЕ — совокупность методов формования пластичной массы влажностью 18 - 25 %.

ПЛАСТИЧНОСТЬ — свойство массы изменять свою форму под воздействием нагрузки без разрыва сплошности и сохранять форму после снятия нагрузки. Говорят, что глинистая масса пластичная, если из нее легко сформовать требуемое изделие, если тонкие стенки изделия не "падают", если при формовании не образуются трещины. В процессе работы масса теряет влагу за счет естественного высыхания и становится более хрупкой, т.е менее пластичной; кроме того, масса увлажняется водой, например, при вытягивании горшка на гончарном круге, и тогда она становится более мягкой, приближаясь по свойствам к густой жидкости. Пластичность - это состояние между густой жидкостью и хрупким телом, поэтому часто пластичность выражают как интервал влажности. По ГОСТ 5499 пластичность выражается числом пластичности - разностью между влажностью на нижнем пределе текучести и влажностью на границе раскатывания. По методу Земятченского определяют деформирующую силу, которую нужно приложить к шару из массы, чтобы он не только сплющился, но и треснул. Существует множество других количественных показателей пластичности.

ПЛАТИНОВОЕ ПОКРЫТИЕ — состав и ускоренный низкотемпературный технологический процесс нанесения на керамические изделия различной конфигурации, на внутренние поверхности труб, глухих отверстий, полостей.

ПЛЕШИНА (лысина) — вид дефекта глазури, ее отсутствие на отдельных довольно больших участках изделия.Плешины - результат отделения кусков глазурного покрытия из-за их слабой связанности с черепком, например, в результате загрязнения поверхности изделия перед глазурованием, чрезмерной усадки глазурного слоя и т.д.

ПЛИНФА — плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.

ПЛОШКА — (плоский) низкий, широкий, развалистый сосуд, б. ч. глиняный, черепяный; латка, глиняная сковородка, круглая или долгая. Латка - сосуд под цветочные горшки, подобный сосуд, для обжига и испытанья руд.

ПЛЮШКИ — декоративные налепы на изделии.

ПОДДОНИКИ — это плошки или блюдца, которые подставляют под горшки с комнатными растениями для стока лишней воды. В продаже имеется много декоративных поддонников, изготовленных из керамики или пластика.

ПОДГЛАЗУРНАЯ КРАСКА — смесь керамических пигментов с флюсом. Наносится на сырое или утильное изделие со связкой (раствором глицерина, сахара, декстрина и т.д.) или без нее и покрывается глазурью. Подглазурное декорирование отличается высокой химической и стойкостью, долговечностью. Подглазурные краски (оксиды кобальта, хрома, марганца, растворимые соли, ангобы) наносят на неглазурованную поверхность черепка и закрепляют в политом обжиге вместе с глазурью. Подглазурный кобальт дает глубоко синюю окраску, а растворимые соли кобальта, никеля – мягкие (пастельные) тона.

ПОДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ — роспись подглазурными красками и солями по утилю или по сырцу. В зависимости от желаемого эффекта роспись солями можно и не глазуровать. Подглазурная роспись оксидами или чистыми красящими веществами с последующим покрытием глазурью придает глине то качество, которое знаменует окончательное завершение внешнего вида и обеспечива¬ет изделию из керамики прочность. Нанесение глазури и последующий обжиг — окончательная фаза изготовле¬ния гончарного изделия и самый ответственный момент в творчестве гончара. Ошибки, допущенные во время этих процессов, уже нельзя исправить. Подглазурную роспись впервые стали применять в Египте в Древнем царстве.

ПОДГЛАЗУРНЫЙ КАРАНДАШ — может быть изготовлен своими силами путём смешивания подглазурных красок с воском и формования смеси в форме при лёгком нагреве под давлением.

ПОЛЕВИК ГОРШОК — полевик, поленик, польник, полюх, полюшек, кувшинчик, для носки питья в поле.

ПОЛЕВОЙ ШПАТ — универсальный плавень в технологии тонкой керамики и в производстве глазурей. Земная кора состоит более чем на 50% из полевошпатовых пород, но месторождения полевых шпатов, пригодных для керамической промышленности весьма ограничены и в основном исчерпаны. Представляют собой алюмосиликаты щелочных и щелочноземельных металлов.

ПОЛИВА — густая глазурь.

ПОЛИМЕРНАЯ КЕРАМИКА (искусственный камень) — это материал, изготовленный из натуральной гранитной, ониксовой крошки или кварцевого песка (75%) и ненасыщенной полиэфирной смолы (25%). Для придания сантехнике из полимерной керамики повышенной прочности и долговечности применяют покрытия на основе гелькоутов (гелевые красочные составы). Глянцевая поверхность придает изделию красивый внешний вид и защищает от образования налета. Отсутствие микропор не только обеспечит легкость в уходе, но и предотвратит образование пятен, бактериальных накоплений. Цвет изделий не теряется со временем. Материал легко поддается обрезу, при этом не образуются ни сколы, ни трещины. Теплая поверхность, высокое шумопоглощение.

ПОЛИТОЙ ОБЖИГ — обжиг глазурованных изделий.

ПОЛИХРОМИЯ — многоцветность, появляется в Двуречье в период Джемдет-наср.

ПОЛЕВЫЕ ШПАТЫ — минералы (альбит, микролин, ортоклаз и др.), применяемые в качестве керамического сырья как плавни.

ПОЛИВА — устаревшее название глазури. В настоящее время поливами иногда называют ярко-окрашенные легкоплавкие глазури для майолики.

ПОЛУФАРФОР — вид керамики, близкий к полевошпатному фаянсу, отличающийся от последнего большим содержанием полевых шпатов. Полуфарфор характеризуется белым или окрашенным плотным полуспекшимся черепком, покрытым полупрозрачной или цветной глазурьб. По составу и температуре обжига занимает промежуточное положение между фарфором и твердым полевошпатным фаянсом. Водопоглощение составляет 5-8%. Обжиг изделий при температуре 1150-1250°С. Фарфоровые изделия должны иметь спекшийся черепок, покрытый бесцветной прозрачной глазурью, иногда специально окрашенный черепок, или специально покрываются цветными глазурями. Белизна фарфора в настоящее время регламентируется стандартом и составляет 55-68%.

ПОРТАЛ — декоративно оформленный дверной проем здания.

ПОСЕЧКИ — односторонние трещины небольшой протяженности на поверхности или краях изделия.

ПОСУДА — домашний, обиходный сосуд, судно, хозяйственная утварь, особенно столовая; вообще, в ней держат, готовят и подают харч, пищу: посуда кухонная и столовая.

ПОЭБЛО — народность, проживающая в Мексике. Сосуды, вазы в красновато охристой гамме с декоративным орнаментов птиц, зверей, растительных форм.

ПОХМЕЛЬНИК — большой горшок с длинным носиком и двумя ушками.

ПРЕСС-ПОРОШОК — порошок, состоящий из сырьевых материалов, имеющий влажность 4 - 8 %, определенный размер частиц преимущественно округлой формы и получаемый для изготовления керамических изделий методом полусухого прессования.

ПРОЗРАЧНЫЕ ГЛАЗУРИ — покрытия с однофазной микроструктурой, которые не обнаруживают признаков фазового разделения в световом и электронном микроскопах я прозрачны по внешнему виду. При этом допускается наличие немногочисленных нерастворившихся кристаллов или газовых пузырьков, не влияющих на внешний вид глазурного покрытия вследствие очень малых размеров, составляющих менее 0,2 мкм.
Преимуществом прозрачных глазурей является возможность их использования при подглазурном и надглазурном декорировании, а также способность окрашиваться керамическими жаростойкими пигментами и красящими оксидами металлов в яркие, сочные, чистых оттенков цвета. К недостаткам следует отнести то, что они снижают на 2-3% белизну ангоба или глазури основного слоя, а также отличаются повышенной склонностью к микротрещинам вследствие невысокой прочности однофазного стекла на растяжение.

ПРЫЩ — вид дефекта глазури, вздутие на ее поверхности в результате, например, слишком быстрого подъема температуры в интервале 800-1000 оС.

ПСИКТЕР — сосуд на высокой цилиндрической ножке, которая позволяла ставить псиктер в другой сосуд, наполненный холодной водой или льдом. Использовался для охлаждения напитков.

ПЬЕЗОКЕРАМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для применения в качестве пьезофильтров в блоках обработки радиолокационных сигналов, пьезодатчиков и СВЧ-резонаторов содержит PbTiO3 и добавку, отличается тем, что, с целью повышения температуры фазового перехода и снижения температуры спекания, он в качестве добавки содержит BiWO6. Пьезоэлектрический керамический материал для создания электромеханических преобразователей на основе ВаО, Bi2O3 и TiO2, отличающийся тем, что, с целью снижения диэлектрической проницаемости, диэлектрических потерь, повышения пьезоактивности, механической добротности и температуры Кюри, он содержит дополнительно PbO.