Керамика: Словарь по керамике

Галерея  «АЗЪГОЛЬДЪ»

Свистулька
Свистулька
Свистулька

Смотреть все фото

Главная Керамика Словарь по керамике

Словарь по керамике


A Б В Г Д Е Ё Ж З И [К] Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


КАЛЕНИЕ — способ придания керамическим изделиям большей прочности. Суть операции состоит в следующем. Когда сосуды нагреваются докрасна и обжиг их считается законченным, их извлекают по одному из печи палкой или специальными клещами и окунают в бочку с чистой водой. Подержав в ней горшок менее минуты, его извлекают и оставляют остывать на воздухе. В результате закалки поверхность и излом сосуда слегка темнеют, становясь не кирпичной, а коричневато-красной.

КАЛИЕВЫЕ ПОЛЕВЫЕ ШПАТЫ (ОРТОКЛАЗЫ) отвечают формуле К20 • Аl2О3 • 6Si02 натриевые (альбиты) - Na2O • Аl2О3 • 6Si02 , кальциевые (анортиты) - СаО • Аl2О3 • 6Si02 ,. Менее известны и реже встречаются литиевый полевой шпат (сподумен) Li20 • Аl2О3 • 4Si02 и бариевые полевые шпаты (цельзианы) - ВаО • Аl2О3• 6Si02. Эти минералы редко встречаются в чистом виде, обычно они смешаны друг с другом в твердых растворах. В керамические массы предпочитают вводить калиевый полевой шпат, как образующий при плавлении более вязкий расплав, и тем самым способствующий сохранению формы изделия в обжиге. Температура плавления чистого альбита - 1118°С, ортоклаза - 1170°С, анортита - 1550°С. Флюсующие действие полевых шпатов в керамической массе проявляется с 900°С, дальнейшее повышение температуры ведет к растворению в расплаве каолина и кварца.

КАЛЛИГРАФИЯ — искусство изображения слова.

КАМЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ, КАМЕННАЯ МАССА — керамические плотноспекшиеся, не пропускающие воду изделия однородного строения с раковистым изломом светлой окраски, изготовленные из тугоплавких или огнеупорных глин и каолинов и плавней.

КАМЕННАЯ ПОСУДА (каменный товар) — начала производиться в Германии в XVI в. Эта посуда характеризуется чрезвычайно плотным белым или окрашенным черепком. Черепок не просвечивает даже в тонких слоях и характеризуется водопоглощением, не превышающим 7%. Сырьем для каменной керамики служит глина, смешанная с полевым шпатом, кварцем, шамотом и другими веществами. Обжиг проводили при температуре 1200...1280°C. До изобретения фарфора каменная посуда была наибольшим вкладом Германии в мировое развитие керамики. Однако в XVIII в. всемирную известность получила каменная посуда английской фирмы Дж. Веджвуда. Ее отличительная особенность состоит в барельефной декорировке поверхности ваз, бортов тарелок и другими мелкими фигурками и арабесками (стилизованными листьями, цветами) одного цвета на общем фоне изделия другого цвета, например, белый барельеф по зеленому и синему фону. Происхождение фарфора, фаянса и других художественных керамических изделий антиквары и коллекционеры определяют с помощью имеющихся на изделиях заводских знаков (марки), которые чаще всего выполнялись огнеупорными красками или вдавливались механически по сырому материалу. Иногда вместо заводской марки ставилась монограмма живописца или лепщика. Если изделие не маркировано, то приходится определять его по способу исполнения, форме, характеру черепка, цвету глазури и стилю декора. Знаки маркировки фарфора и фаянса собраны в специальных справочниках и каталогах.

КАМЕНЬ КЕРАМИЧЕСКИЙ — пустотелый строительный материал, изготавливаемый из глинистого сырья с различными добавками. Камень керамический отличается от кирпича несколько большими размерами. По средней плотности камень керамический подразделяется на эффективный (не более 1450 кг/м3) и условно эффективный (1450–1600 кг/м3). Камень керамический различается также по марке, плотности и морозостойкости.

КАМЕРНЫЕ ПЕЧИ — печи, у которых нагревательные элементы утоплены в кирпичной кладке и расположены с пяти сторон. Таким образом они идеально защищены при работе и обеспечивают великолепную однородность нагрева по всему объему камеры, что очень важно при обжиге керамики и влияет на равномерность обжига.

КАНДЕЯ — широкий сосуд с отливом или носком, для разливки питей; керамическая посудина в виде чугуна, с рыльцем.

КАНДЮШКА — чашка.

КАННЕЛЮРЫ — орнамент из широких насечек или желобков.

КАНОПКА — глиняный сосуд, выполняющий функции кружки. Псковская губерния.

КАНТРИ — деревенский стиль изразцов. Порталы камина отделаны колотым мрамором, ракушечником, туфом, песчаником или любым другим природным камнем. Для облицовки годится также кирпич, дерево. Камины в стиле кантри - это ниша для дров под топкой и массивная балка над топкой, гипсокартонный кожух, маскирующий дымоход, небольшие банкетки по бокам и масса милых мелочей на каминной полке: статуэтки, подсвечники, вазочки. Каминные принадлежности тоже становятся частью дизайна. Смотрятся такие камины очень уютно и стоят недорого. Нужно только учесть, что чем камень мягче, тем быстрее он загрязняется и тем сложнее будет удалить с него сажу и грязь.

КАНФАР — древнегреческий сосуд для питья в форме кубка с двумя ручками, преимущественно на высокой ножке. Считался атрибутом бога Диониса.

КАСТЕЛЛИ — небольшой итальянский городок в горах Терамо в области Абруццо. Именно там, на протяжении трех столетий в XVI, XVII и XVIII веках была создана удивительная по своей росписи разнообразная майолика, которая могла поспорить с продукцией таких прославленных майоликовых производств Италии как Урбино, Фаэнца, Дерута, Кастель-Дуранте, Пезаро, Монтелупо.

КАСТЕЛЛУЧЧО — поселение раннебронзового века и могильник, состоящий из скальных гробниц, находится близ Сиракуз на о. Сицилия (раскопки Орси 1891-1892 гг.). Одна из гробниц имела резной фасад, некоторые были закрыты плитами с нарезным орнаментом в виде двойных спиралей (рис.55). Характерная керамика расписана черными линиями, треугольниками и т.п. В числе форм - кубки с расширяющимся горлом и чаши на ножках. Происхождение той керамики некоторые ученые связывают со среднеэлладским периодом в Греции. Находки образцов костяных бугорчатых пластин как будто подтверждают эту гипотезу.

КАТА ТУВАК — крупномеры, горшки большого размера (узбекский).

КАОЛИН — глина белого цвета, состоящая в основном из минерала каолинита - глинообразующего минерала класса силикатов, средней пластичности, плохо набухающего в воде. Наиболее ценный глинистый материал, отличающийся высокой огнеупорностью, но слабой пластичностью; ввиду меньшего содержания окрашивающих примесей он имеет почти чисто-белый цвет.

КАП — гипсовая, эпоксидная или иная форма для отливки гипсовых форм.

КАРБОРУНД — техническое название карбида кремня - огнеупорного соединения, применяемого в огнеприпасе из-за огнеупорности и высокой термостойкости. Используют также в качестве материала для изготовления электрических нагревателей (силитовые нагреватели), работающих до 1500oC.

КАССИБИЛЕ — огильник из 2000 скальных гробниц, находится на о. Сицилия близ Сиракуз, типичный памятник фазы позднебронзового века (Панталика II). Характерная керамика покрыта бессистемной черной или коричневой росписью в виде перьев. Датируется 100-850 гг. до н.э.

КАХАМАРКА - область в центре долины Мараньон на севере перуанских Анд, где развилась цивилизация того же названия. Керамика Кахамарка украшена линейным бегущим орнаментом (отсюда название "курсивный") или стилизованными фигурами и головами животных коричневато-черного цвета на кремовом фоне. В течение фазы Кахамарка эта керамика экспортировались в Уари, а во время экспансии этой культуры также на северное побережье.

КАЦЕЯ — кадильница. Кацея (кация, кацья) - в старину жаровня, по объяснению азбуковников, "судина до каждения". К. в старину делались с ручками, глиняные, каменные, железные, медные и серебряные. Архиепископ Филарет (Гумилевский) видит в Кацее кропильные чаши, указывая на чешск. "кацати" - брызгать водою.

КАШНИК — маленький горшочек с одной ручкой.

КАШПО — настенные или подвесные вазы - представляют собой легкие декоративные элементы. Они состоят из емкости для маленького цветочного горшка (или полиэтиленового пакета с комом земли) и прилегающей к стене защитной поверхности, которая предохраняет стену от повреждения при поливе. Такие вазоны подвешиваются на шнурах различной длины и используются для украшения арок, оконных и дверных проемов, ниш и т.д. Форма кашпо, а также материал для их изготовления могут быть самыми разнообразными, что дает большие возможности для творческой фантазии дизайнера.

КВАРЦ — встречается в природе в составе многих горных пород и может залегать в виде самостоятельных блоков и жил. Он прозрачен или имеет молочный оттенок, иногда окрашен в различные оттенки. Наиболее чистая разновидность кварца - горный хрусталь - состоит на 99,8-100% из Si02. Кварц при обычной температуре химически инертен, не растворяется ни в одной из кислот, кроме плавиковой(НР). Плотность кварца 2,65г/см3, температура плавления 1710°С. Кварцевое стекло отличается высокой термостойкостью и пропускает ультрафиолетовые лучи.

КВАСНИК — сосуд для кваса с дисковидным туловом (иногда с отверстием), расширенным горлом,
носиком и ручкой.

КВАШНЯ (опарница, растворница, розлив) — большой горшок без ручек для вымешивания теста.

КЕНДЛЕР И. И. — художник, работавший на Мейсенской мануфактуре в 18 веке. Привнес в фарфор европейский стиль в духе барокко. Кендлер создал серию больших скульптур животных, занимаясь одновременно скульптурами меньшего объема, Кендлер вплотную приступил к моделированию посуды. Керамика Кендлера украшена линейным бегущим орнаментом (отсюда название "курсивный") или стилизованными фигурами и головами животных коричневато-черного цвета на кремовом фоне. В течение фазы К. З эта керамика экспортировались в Уари, а во время экспансии этой культуры также на северное побережье.

КЕРАМИКА — поликристаллический неметаллический твердый материал или изделие из него, полученные искусственно в процессе обжига.(греческое - гончарное искусство, от слова keramos - глина) - это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор. При высыхании глина теряет много воды, вновь включая ее при увлажении. При обжиге глины вода улетучивается из ее молекул при температуре 400 градусов С и не восстанавливается при последующем отсыревании, глина превращается в керамику. При температуре свыше 1000 градусов частицы начинают плавиться, но такие температуры были недоступны древнейшим гончарам. Керамика имеет много преимуществ. Сырье для нее широко распространено, формовка и обжиг несложны, глине можно придать бесчисленное множество форм и орнаментов. Неудобство, состоящиее в хрупкости, представляет собой еще одно преимущество для археолога, поскольку в виде черепков К. почти неуничтожима. Все эти факторы придают ей огромное значение в археологии. Керамика - одна из наиболее массовых находок на всяком поселении, где она использовалась, наиболее яркий индикатор культурных различий, развития и родственности, техника ее изготовления сравнительно легко выявляется при керамическом анализе. Можно установить, была ли она вылеплена, составлена из колец или сделана на кругу. Легко выявить состав изделий, а также характер обработки поверхности (ангоб, роспись, лощение). Предметом исследований являются также разнообразные методы орнамента. Легкость нанесения орнамента многим первобытным народам давала единственную возможность выразить свои творческие способности. Информация, которую несет керамика, часто является уникальной. Основными технологические видами керамики являются гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор. Керамические изделия классифицируют по назначению и свойствам, по основному используемому сырью или фазовому составу спекшейся керамики. Керамические изделия подразделяют на 2 класса: полностью спекшиеся керамические изделия, плотные керамические изделия, блестящие в изломе изделия с водопоглощением не выше 0,5% и пористые, частично спекшиеся изделия с водопоглощением до 15%.

КЕРАМИКА ПРОМЫШЛЕННАЯ — изделия, получаемые путем спекания неорганических, неметаллических материалов и имеющие промышленное или техническое применение. Компонентами этих материалов обычно являются вещества с высокой температурой плавления или размягчения. Промышленную керамику образует большая группа материалов, имеющих специальное применение, отличное от бытового или декоративного. Как правило, к ней не относят стекла, эмали, строительные материалы и некоторые цементы и огнеупоры.

КЕРАМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА — внешне похожа на обычную плитку, в форме квадрата или прямоугольника, только меньшего размера. Цвета и оттенки очень разнообразны. Мозаика может быть просто глазурованной, а может содержать "спецэффекты" - кракелюры (мелкие трещинки по поверхности), разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности. Выложенная ею поверхность будет более рельефной, чем отделанная стеклянной мозаикой. Керамическая мозаика прочнее стеклянной, что сочетается с устойчивостью к абразивному износу и оригинальным внешним видом. У неглазурованной керамики - пористая структура, со всеми вытекающими отсюда неприятностями. Впрочем, существует и малопористая керамика - монопрессокоттура.

КЕРАМИКЧЕСКИЙ ГРАНИТ — одно из последних слов в отрасли. Этому виду керамики всего лишь несколько десятилетий. Для производства керамического гранита используется более сложное сырье, нежели чем для простой керамической плитки. Керамический бисквит в данном случае образуется путем смешения глины различных сортов, добавления кварца и полевого шпата. Плюс к этому в состав вносят натуральные красители, проникающие во весь объем теста. Затем смесь тщательно перемешивают и прессуют под большим давлением, обжигают при экстремально высоких температурах – и керамический гранит готов. По своим физическим свойствам он не уступает натуральному камню и даже превосходит его. Керамический гранит обладает самой высокой устойчивостью к механическим нагрузкам и истиранию, и даже более низким показателем водопоглощения – по сравнению с натуральными камнями.

КЕРАМИЧЕСКИЙ ДИЭЛЕКТРИК — содержит PbO, Nb2O5, Bi2O3, отличающийся тем, что, с целью увеличения диэлектрической проницаемости и уменьшения температурного коэффициента диэлектрической проницаемости, он дополнительно содержит CdО, а состав материала соответствует определённой формуле.

КЕРАМИЧЕСКИЕ КРАСКИ — смесь пигментов с флюсами и вязкой основой, т.н. средой (скипидар, глицерин, раствор сахара и т.п.) для декорирования керамики.

КЕРАМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для керамических конденсаторов (однополярных импульсных, низкой частоты и постоянного тока) - содержит BaO, Nb2O5, Ib2O3, отличается тем, что, с целью понижения температур синтеза и спекания, тангенса угла диэлектрических потерь, улучшения температурной стабильности диэлектрической проницаемости, он дополнительно содержит Li2O и B2O3. Керамическая связка для изготовления электрокорундовых изделий, включающая окись кремния, силикат натрия и бор, отличающаяся тем, что, с целью повышения механической прочности изделий. Керамический материал для изготовления термочувствительных конденсаторов, содержащий TiO2 и/или ZrO2 и по крайней мере один оксид из группы: La2O3, Pr2O3, Nd2O3, Sm2O3, Eu2O3, Gd2O3, Tb2O3, Dy2O3, Y2O3, Ho2O3, Er2O3, Yb2O3, Lu2O3, отличающийся тем, что, с целью снижения температуры максимума диэлектрической проницаемости и температуры обжига при сохранении высоких значений диэлектрической проницаемости, он дополнительно содержит ZnO при следующем соотношении компонентов ... Изобретение относится к электротехнической керамике, которая может быть использована в контролирующих-регулирующих датчиках емкостного типа (термочувствительных конденсаторах) для регулировки химико-технологических процессов, протекающих при 600-700 град. С. Предлагаемое техническое решение по сравнению с прототипом позволит значительно снизить температуру фазового перехода (рабочую температуру) на 900 град. С, не снижая при этом диэлектрическую проницаемость при температуре эффекта, носящего возможно сегнетоэлектрический характер. Кроме того, шихта не требует долговременной гомогенизации, добавления пластификаторов, прессования перед спеканием. Изделия могут быть получены в виде необходимых форм и размеров, не требующих последующей обработки.

КЕРАМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ТЕРМОКОМПЕНСИРУЮЩИХ КОНДЕНСАТОРОВ на основе Sr2Nb2O7 и добавки, отличается тем, что, с целью повышения диэлектрической проницаемости при комнатной температуре и снижения температурного коэффициента диэлектрической проницаемости в интервале 125-750 град. С, он содержит в качестве добавки Bi3TiNb2O7 и NaNbO3.

КЕРАМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для термостабильных конденсаторов - содержит SnO2, по крайней мере один оксид из группы La2O3, Pr2O3, Nd2O3 и по крайней мере один оксид из группы ZnO, MgO, CaO, отличающийся тем, что, с целью увеличения диэлектрической проницаемости и удельного объемного электросопротивления при сохранении температурного коэффициента диэлектрической проницаемости и расширения температурного интервала нулевых значений температурного коэффициента диэлектрической проницаемости. Пьезоэлектрический керамический материал(его варианты) для создания высокочувствительных электромеханических преобразователей. Пьезоэлектрический керамический материал, содержащий Na2O, K2O, Nb2O5, CdO, отличающийся тем, что, с целью повышения диэлектрической проницаемости, скорости звука, снижения температуры спекания при сохранении высоких значений пьезоэлектрического коэффициента, он содержит указанные компоненты. Пьезоэлектрический керамический материал, содержащий Na2O, K2O, Nb2O5, GeO2, отличается тем, что, с целью повышения диэлектрической проницаемости, скорости звука, снижения температуры спекания при сохранении высоких значений пьезоэлектрического коэффициента.

КИАФ — керамический сосуд в форме чаши с одной длинной изогнутой ручкой, на ножке или без нее. Использовался как черпак во время застолий и как мера жидкостей и сыпучих тел (около 0,045 л).

КИЛИК — керамический или металлический сосуд для питья в форме открытой плоской чаши на ножке (приземистой или тонкой, вытянутой) с двумя ручками.

КИРПИЧ — это брусок обожженной глины, как его толкует словарь Д.Н. Ушакова. В житейском же смысле это самый востребованный, гуманный и практичный материал для жилья. Даже непосвященным известно, что "брусок обожженной глины" отличает прочность, долговечность, высокая тепло- и звукоизоляция. Кирпич ценят еще и за то, что стены из него, как говорят в народе, "дышат". Сегодня мы расскажем о достоинствах и особенностях этого популярного строительного материала.

КИСЕЛЬНИЦА — большая миска с носиком. Кисельница - кувшин для подачи киселя на стол. Удобный предмет и для ковша и для половника и для кружки, а также с носиком для слива остатка киселя.

КИСЛОРОДИОНПРОВОДЯЩИЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для изготовления твердых электролитов - содержит оксиды висмута и иттрия, отличающийся тем, что, с целью снижения времени отклика на изменение концентрации кислорода при температурах ниже 600 град. С, он дополнительно содержит фторид кальция.

КИСЛОТОСТОЙКОСТЬ — характеристика глазурного покрытия, в основном, изделий, предназначенных для контакта с пищей. Существуют разные методики оценки кислотостойкости, чаще всего оценивается выделение металлов, изменение цвета глазури или краски при контакте со слабым раствором уксусной кислоты. Подлежат контролю выделения свинца, бария, меди, марганца, лития, бора и других металлов. Кислотостойкость тесно связана с общей химической стойкостью глазури. Как правило, более стойкие покрытия показывают и большую твердость, абразивную устойчивость.

КИТА — миниатюрная картина, представляющая собой образец одного или нескольких каллиграфических почерков.

КЛАССИФИКАЦИЯ КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ:
— строительная керамика
— бытовая и художественно-декоративная керамика
— огнеупорная керамика
— техническая керамика

КЛЕПИК — деревянный нож для подрезания глины при работе на гончарном круге.

КЛИНКЕР — это почти та же самая монокоттура, только еще более плотная. При ее изготовлении смесь продавливают (экструдируют) через форму, а затем обжигают при более высоких температурах, нежели чем при обычном одинарном обжиге. В результате экструзии можно получить плитку любой геометрической формы, в том числе весьма причудливой. А высокотемпературный обжиг защищает керамику данного типа от действия механических нагрузок, абразивных процессов и агрессивных химических сред. Благодаря всему этому клинкер успешно используется в бассейнах, а также для облицовки пола и фасадов.

КЛИНКЕР ПЕРИКЛАЗОХРОМИТОВЫЙ — включает хромит, каустический магнезит и воду, отличающаяся тем, что, с целью повышения прочности брикета после формования, уменьшения количества мелких фракций в клинкере, снижения пылеуноса и расхода топлива, она дополнительно содержит отработанный в электрическом поле тонкодисперсный отход газоочисток обжиговых печей.

КЛИНКЕРНЫЙ КИРПИЧ — это высококачественный, натуральный материал, который выпекается из сланцевой глины, добываемой в месторождениях Северо-Западной Германии, которая не имеет аналогов в других частях света. Эта глина обладает высокими качественными характеристиками – не содержит солей и мела, высокопластична. Полуфабрикат из глины, полученный методом экструзии (измельчение до фракции 0,5 см в «мельницах»), формуется на специальном оборудовании под температурным давлением. Готовые формы подаются в туннельные печи, длина которых порядка 150 метров. При температуре примерно около 1100о-1300о происходит спекание компонентов минерального сырья, вследствие чего готовая продукция приобретает однородную, мелкопористую структуру, что обеспечивает минимальное водопоглощение (3%) и высокую морозостойкость (более 300 циклов). Его высокие показатели прочности М 300 (выдерживает нагрузку 300 кг на см2) и долговечности. Доказательством служат постройки, дошедшие до нас из древности, где мы с легкостью можем убедиться в стойкости клинкерного кирпича течению времени. Важный показатель сохранности первоначального внешнего вида – низкое влагопоглощение (~ 3%) и чистая глина – без соли и мела, что обеспечивает отсутствие высолов на фасадах. Уникальность клинкерной продукции – «игра» цвета, натуральная яркость и огромное разнообразие. В одной партии кирпичи могут отличаться друг от друга оттенками - это особенности натурального сырья (глины) и процесса обжига в печи. Температура запекания и, соответственно, получаемый оттенок каждого кирпича зависят от его расположения в печи. Разнообразие цветов и фактур кирпича (более 100 вариантов) достигается только естественными методами: благодаря оттенку применяемой глины или перемешиванием различных цветов; методом впекания угля в сырье при обжиге для получения «обожженного» оттенка; комбинирования глины, угля и песчаника для получения различных фактур и поверхностей… Так называемая «игра цвета» является одной из основных отличительных особенностей клинкерного кирпича по внешнему виду. Перемешивание оттенков при укладке дает неповторимый облик пестрого фасада.

КЛИНОЭНСТАТИТОВУЮ (стеатитовую) керамику получают на основе талька - Mg3Si4O!0(OH)2, плотные разновидности которого называют стеатитом. При нагревании тальк переходит в метасиликат магния, который, претерпевая ряд модификационных изменений, превращается при температуре 1200-1400 в клиноэнстатит. Мелкозернистая структура стеатитовых изделий и низкое содержание стекловидной фазы определяют их электрические и механические свойства, включая высокую диэлектрическую константу и малые диэлектрические потери.

КНЫШ — вставка из огнеупорного материала различной формы.

КОБОРИ ЭНСЮ (1579-1647) — один из крупнейших японских архитекторов, садоводов, художников-керамистов и мастеров чайной церемонии. Благодаря своим разносторонним художественным талантам Энсю вошел в историю японского искусства как создатель чайных садов и павильонов и как автор превосходной посуды, предназначенной для чайной церемонии.

КОЖЕТВЕРДОЕ СОСТОЯНИЕ — состояние керамического полуфабриката, при котором в виду его достаточной механической прочности и легкой обрабатываемости (влажность 18 - 24%) можно проводить скульптурное декорирование или устранять дефекты поверхности; такое состояние наступает после подвялки, т.е. кратковременной сушки.

КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ преимущественно на магнитомягких порошках, содержащая изоляционный немагнитный материал основы покрытия, борсодержащий компонент и органический растворитель, отличающаяся тем, что, с целью увеличения электросопротивления порошков, она дополнительно содержит перманганат калия, суперфосфат и фосфорную кислоту, а в качестве борсодержащего компонента боросиликатное стекло и борную кислоту при следующем соотношении компонентов. В качестве изоляционного немагнитного материала она содержит один из элементов, выбранный из группы. Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к получению порошков из магнитомягких материалов с электроизоляционным покрытием.

КОНОБ — керамическая кружка, большой бокал, который обходит в круговую.

КОНУС, КОНУС ЗЕГЕРА, ПИРОСКОП — пирамидка, отформованная из массы специального стандартного состава, имеющей определенную температуру деформации. По загибанию вершины пироскопа (т.н. падение пироскопа) косвенно определяют максимальную температуру, достигнутую на данном участке печи во время обжига.

КОРДИЕРИТ — тройной оксид магния, алюминия, кремния - химическое соединение, применяемое для изготовления огнеприпаса; отличается высокой термостойкостью, но имеет ограниченное применение из-за невысокой температуры службы (до 1200oC). Кордиеритовая керамика, полученная на основе кордиерита (2MgO2Ai2O35SiO2), ввиду его низкого коэффициента термического расширения, может подвергаться резким температурным изменениям во время службы. Кордиерит при спекании образуется в виде - формы, имеет короткие псевдогексагональные призмы размером 0,05 мм. Ниже 925о при кристаллизации стекла, заполняющего промежутки между кристаллами кордиерита, может выделитья -кордиерит в виде волокнистых кристаллов. Эта фаза нежелательна из-за более высокого коэфициента термического расширения, чем у - формы.

КОРЖ, БЛИН — пласт частично обезвоженной на фильтр-прессе керамической массы, преимущественно круглой формы.

КОРОВИК — небольшой круглый камень, применяемый для лощения изделий из глины.

КОРУНДОВАЯ ОГНЕУПОРНАЯ МАССА для изготовления огнеупоров, обмазок, покрытий на основе корунда и цирконийсодержащего связующего, отличающаяся тем, что, с целью повышения механической прочности и термостойкости, она в качестве цирконийсодержащего связующего содержит оксихлорид циркония. Способ изготовления корундовых огнеупоров из шихты, содержащей зерна корунда, изометричные монокристаллы окиси алюминия и триэтаноламина, включающий увлажнение исходного сырья, смешивание, прессование, сушку и обжиг, отличающийся тем, что, с целью снижения газопроницаемости и повышения шлакоустойчивости и металлоустойчивости, зерна корунда увлажняют суспензией окиси хрома в водном растворе фосфорной кислоты, затем накатывают на них слой изометричных монокристаллов окиси алюминия и добавляют триэтаноламин.

КОРЧАГА — большой горшок для хранения зерна или большая кринка с двумя вертикальными ручками. Корчага - глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения - кипячения белья со щелоком. Корчага могла иметь форму горшка, кувшина с вытянутым, почти цилиндрическим туловом. Корчаги-кувшины имели ручку, укрепленную на горловине, и неглубокий желобок - слив на венчике. В корчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове, расположенное около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. При кипячении воды, бучении белья сосуд закрывали доской после того, как огонь в печи прогорал. Пиво, квас, воду сливали из корчаги через отверстие в нижней части тулова. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л). 2. То же, что таган. В Киевской Руси 10-12 вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющийся кверху, с двумя вертикальными ручками у узкого горла. По форме похожа на античную амфору и так же, как амфора, предназначалась для хранения и перевозки зерна и жидкости. Изображения корчаги имеются в древнерусских миниатюрах. Обломки их часто встречаются при археологических раскопках древнерусских городов. На корчаге найденной в Гнездовском кургане, выцарапано слово «гороушна» или «гороухща», т. е. горчичные зерна, горчица. Это слово - древнейшая русская надпись (начало 10 в.). Встречаются и другие надписи. Так, на сосуде 11 в., найденном в Киеве, написано «Благодатнеша плона корчага сия» (т. е. «Благодатна полная эта корчага»). В современном русском языке словом «корчага» обозначается большой, обычно глиняный горшок с очень широким устьем. В украинском языке сохранилось представление о корчаге, как о сосуде с узким горлом.

КОСТЯНОЙ ФАРФОР — отличается высокой белизной, просвечиваемостью и декоративностью, но такой фарфор легко деформируется в обжиге. Отдепьные виды костяного неглазурованного фарфора носят название париана (малопрозрачный материал с желтоватым оттенком) и каррары (напоминают белый каррарский мрамор). Применяют костяной фарфор для изготовления чайных и кофейных сервизов, а также бисквитных скульптур. Для изготовления столовой посуды этот материал не применяют, так как он неустойчив к действию кислот и щелочей.

КОТТО — это плитка древнего дизайна (что весьма ценно в нашу позднюю эпоху). Обычно она не глазируется и обладает естественными терракотовыми оттенками. Отсутствие глазури позволяет обойтись единственной процедурой обжига, в результате чего плитка получается достаточно прочной и пригодной для укладки на пол. Однако, ее всё же следует натереть восковой мастикой – иначе она будет впитывать влагу и подвергаться неблагоприятному воздействию агрессивных веществ (например, в ванной комнате и в кухне). Котто – равно как и клинкер – получают методом экструзии (выдавливания), в результате чего можно достичь сложных геометрических форм. Котто бывает как с гладкой, так и с рельефной поверхностью.

КОЧИС, КОХИС — локальный вариант культуры пустынь, центр которой находился на юго-западе Нью-Мексико и юго-востоке Аризоны. Ранняя стадия (Сульфур-Спринг) начинается до 7000 г. до н.э., на основной стоянке встречаются кости ископаемой лошади и мамонта. После малоизвестной садии Казадор наступает третья (Чирикауа, 5000-2000 гг. до н.э.), когда люди начинают выращивать маис в Бэт-Кэйве. На этом памятнике получена радиоуглеродная дата 3665 290 до н.э. (хотя геологические свидетельства указывают на более позднее время). Для финальной стадии (Сан-Педро) характерны жилища в землянках, более развитое земледелие, появляется керамика; в этом периоде заложены основы земледельческих культур могольон и хохокам, которые развились к 100 г. до н.э..

КРАКЛЕ — вид глазури, покрытой сетью волосяных трещин, часто окрашенных по-иному, чем основная глазурь. Получают путем втирания керамических пигментов в трещины, образующиеся в результате цека на глазури, и последующего обжига. Иногда ограничиваются окрашиванием трещин органическими красителями.

КРАКЕЛЮР — (франц. craquelure), трещина красочного слоя в произведениях масляной живописи. Фактура листа делается с помощью "живого" листа. Пока глиняная поверхность еще мягкая, нужно прижать к ней живой лист и получить хорошую копию. После полного просыхания в поверхность изделия втирается контрастная глазурь или окись меди или керамический пигмент, одним словом, нужно втереть в прожилки листа контрастный керамический краситель. После обжига получится то, о чем Вы спрашиваете. Если стенки изделия тонкие, проделайте описанное выше после утильного обжига.

КРАТЕР — керамический сосуд с широким горлом, вместительным туловом и двумя ручками; для смешивания крепкого вина с водой.

КРЕМНЕЗЕМ — оксид кремния. Составляет значительную часть химического состава глинообразующих минералов.

КРЕСТНИК — подсвечник для четвергового огня.

КРИНКА, КРИНОЧКА — малый горлач, балакирь, глок, глечик, узкий высокий молочный горшок с раструбом; в кринках держат простоквашу, молоко в бурачках.

КРУГ С ВРАЩАЮЩИМСЯ РАСЧЛЕНЕНИЕМ — вращающееся колесо-солнце. На избрижской посуде можно увидеть клейма в виде свастики, круга, различных модификаций ключей, розетки. На сосудах на дне видны одинаковые отпечатки в форме полумесяца диаметром около 1 см.

КРЫНКА — керамический сосуд для молока.

КРЫТЬЁ СПЛОШНОЕ — это покрытие корпуса изделия равномерным слоем краски; полукрытье - цветная полоса шириной 20 мм и более; нисходящее крытье - это крытье с постепенным переходом от сильного тона краски к слабому; при крытье с прочисткой в краске прочищен узор.

КУБАН — глазурованный горшок сахароваров для стока патоки. Кубан (по Далю) - большая кринка, балакирь, горланчик, горлач.

КУБАТКА — то же, что и горлач, - керамический кубан или кринка, балакирь, кувшин без носика и ручки, узкогорлый горшок для молока, высокий горшок с пережабиной. Употреблялся как кухонная посуда и как сосуд для хранения сыпучих и жидких веществ.

КУБЫШКА — сосуд в форме капли с узким горлом для хранения денег.

КУВШИН — глиняный, стеклянный или металлический сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою; урна, ваза.

КУЙДИРИШ — обжиг керамики (узбекский).

КУМГАН — кувшин с узким изогнутым носиком.

КУМОЧКА — чашка в форме кринки. Кумка (по Далю) - чайная чашка (по себе, без блюдца); полоскательная чашка.

КУХЛЯ — сосуд для кваса, сбитня, пива, меда в форме бочонка, положенного на бок, с ручкой, носиком и горлышком.

КУФИ — почерк, самый ранний из канонических видов арабской каллиграфии.

КЭНДЗАНА ОГАТА — японский керамист, наряду с духовно насыщенными и простыми по форме предметами для Чайной церемонии возникла украшенная многоцветными эмалевыми красками керамика нового типа. Ее появление связано с именем Нономура Нинсэя (вторая половина XVII в.), а расцвет - с Огата Кэндзана (1664-1743), творчество которого оказало влияние на керамическое производство всей страны.